1. Основание государства и завоевание страны, с 660 года до Р. Хр. по 193 год после Р. Хр.
История Японии восходит до седой древности; она начинается завоеванием страны. Откуда народ пришел и какого он происхождения, не установлено точно, но несомненный монгольский тип указывает на его азиатское происхождение. Вероятно, японцы происходят из гористых местностей южного Китая, где еще и ныне живут храбрые и интеллигентные племена, и прибыли через Корею на южнейший японский остров Киусиу, где они обосновались и начали покорение страны. Старинное население — айносы, народ неизвестного происхождения, в противоположность монгольской расе, рослый и крепко сложенный, с телом, обильно покрытым волосами, мягкий и добродушный, оказал тем не менее столь храброе и упорное сопротивление, что прошло более тысячелетия, прежде чем японцы сделались действительными господами страны. В настоящее время на острове Иезо и ближайших Курильских островах живут еще в жалком состоянии 17 тыс. айносов и окончательное их исчезновение, при развитии современной культуры, представляется лишь вопросом времени.
Древнейшая история Японии совершенно исчезает в тумане сказаний. Источником ее служат летописи, которые были составлены японскими учеными в значительно более позднее время, на основании очень ненадежных времяисчислений, и получили официальный характер. Длинный ряд старейших властителей с их именами, данными им по японскому обычаю после их смерти, с указанием времени их правления, начинается с 660 года до Р. Хр.: этот год считается началом японского летосчисления.
Пять могучих богов, по древнему сказанию, владели вселенной. Судьбою же вновь созданной земли распоряжались семь божественных управлений, Такамагахара. Самая младшая пара этих богов, Изанаги и Изанами, послали свою дочь богиню солнца Аматеразу на землю и она сделалась родоначальницей пяти земных богов или героев. Один из них, по имени Хиконагисатаке, получил предсказание, что его потомство будет вечно владеть японскими островами, и он основывает свое владычество на острове Киусиу путем покорения его коренных племен.
Его сын Джимму Тенно достигает власти в 660 году. Он является родоначальником старейшего княжеского рода на земле, так как его потомки управляли Японией без перерыва в течение 2 1/2 тысячелетий по настоящий день. При всех больших войнах и переворотах в течение Японской истории свойственное народу своеобразное почтение к личности властителя помешало тому, чтобы она была задета и закономерное наследование престола было нарушено. Властитель был снабжен неограниченной властью, он носит имя Тенно (небесный господин), а так же Тенши (сын неба). Имя Микадо значит «Высокие Ворота» и является, следовательно, названием японского правительства и никогда самими японцами не применяется к личности государя. Тенши вели в древние времена войны лично, а в их отсутствии они замещались женой или сыновьями. Наследником престола государь назначал того из своих сыновей, который проявил себя наиболее дельным, но и женщины были правоспособны к унаследованию престола.
О первых 500 годах летописи не дают никаких данных, кроме имен властителей. В последующее время, приблизительно до 200-го года по нашему летосчислению, упоминаются различные государи, которые заботились о благополучии народа, причем они упорядочивали управление и богослужение, строили каналы для сообщений и приказывали устраивать хлебные амбары и т. п. Страна подразделялась на провинции, во главе которых назначались вассалы, заслуженные военачальники или предводители покоренных прежде враждебных племен. Эти должности были наследственны, что представляется роковым обстоятельством, так как владевшие ими роды становились все более могущественными и серьезно грозили центральной власти. К тому же и страна не была еще совершенно покорена. На севере и на юге находились враждебно настроенные воинственные племена, с которыми приходилось вести частые и опасные войны.
2. Войны с Кореей и проникновение континентальной культуры, годы 193—645
В это время в Корее образовались могучие королевства, которые при помощи посольств вступили в сношения с японскими государями. Вскоре выяснилось, что восстания в Японии вызывались Кореей. В 193 г. после Р. Хр. восстали свободолюбивые племена Кумазо на острове Киусиу, которых поддерживало могучее корейское королевство Шигари. Сам Тенно умер во время этой войны, но воинственная государыня Джинго послала своего военачальника против Кумазо, сама переправилась с войском в Корею, победила Шигарского короля и заставила его уплачивать дань. Кумазо также были побеждены и в стране воцарилось спокойствие.
Несмотря на славу этого похода и покорение Кореи, впоследствии, однако, поддержание японского влияния на континенте стоило чрезмерных материальных жертв и крови, которые не оправдывались достигнутыми выгодами. В течение 41/2 столетий до 660 года после Р. Хр. японские государи предприняли не менее 14 более или менее значительных походов, которые по справедливости сравнивали с походами немцев на Рим, чтобы держать в повиновении неспокойные и воинственные корейские королевства. Наконец, когда в названном году между корейскими государствами возникли сильные раздоры, во время которых японцы сражались храбро, по безрезультатно и с большими потерями, государыня Кокииоку решилась отозвать войска и надолго отказалась от Кореи (660 г. ).
Тяжелые войны этого периода хотя и ухудшили благосостояние народа, но зато развили его военные доблести. Роды победоносных военачальников, или шогунов выиграли во власти и влиянии и уже тогда началось образование особого военного класса в среде могущественного земельного дворянства. Но наибольшее значение для Японии имела долголетняя связь с Кореей, вследствие непрерывного проникновения китайской культуры и, главным образом, буддизма.
Древнейшей религией японцев является шинтоизм; в нем коренится основание их семейной жизни и могущество рода властителей. Предкам Тенно, происходящим от богов, воздавались божественные почести в богато украшенных храмах, но и живой государь почитался, как бог. В каждом семействе был устроен домашний алтарь духам умерших родственников, их память почиталась всячески, в особенности таких умерших, которые при жизни совершили достойное почитания деяние и смертью за отечество преподали хороший пример живущим. Еще и ныне духи умерших при ежегодном праздновании их памяти посещают своих родственников и торжественно встречаются празднично одетыми членами семьи. На украшенном алтаре зажигается благовонное дерево, чтобы почтить дорогих умерших. На прощание устраиваются большие фейерверки, и все дома освещаются фонарями.
Шинтоистская религия не знает религиозного или нравственного учения, шинтоистский жрец должен лишь совершать жертвоприношение в храмах, но несомненно, что эта религия, благодаря культу семьи и почитанию великих умерших, могла оказывать только благотворное влияние на нравственные воззрения народа.
Укрепление и углубление эта народная вера получила вследствие учения китайского мудреца Конфуция, которое в первых столетиях нашего летосчисления распространилось по Китаю, где оно и сейчас считается правоверной государственной религией, и через Корею достигло Японии. Это учение не знает никаких сверхчувственных религиозных представлений и ограничивается, главным образом, нравственным учением, которое, исходя из чисто социальных воззрений, рассматривает человека только как члена государства и семьи. Соответственно этому главными его обязанностями являются почитание, послушание и верность по отношению к государю страны, к господину, к родителям, учителям. Выше стоящие и старшие должны, при несомненном их авторитете и власти, руководствоваться человечностью и справедливостью, и располагать своих подчиненных к добродетели путем хорошего примера. Каждый должен с прилежанием относиться к работе, которая представляется благословением как для общего блага, так и для отдельной личности. Подобными заповедями нравственное учение Конфуция, хотя и достаточно сухое и поверхностное с нашей точки зрения, было в состоянии воспитать народ в священном почитании семьи и послушании к государю. Как учение о безусловном авторитете, оно, естественно, поддерживалось господствующими классами.
Этому учению едва ли можно придумать большую противоположность, чем учение индийского королевского сына в рубище, Будды Сакиамуни. На своей родине это учение погибло в браминизме, но в течение трех последних столетий до Р. Хр. началось его победоносное распространение на север и восток по азиатским странам и нашло через Корею в шестом столетии нашего летосчисления доступ в Японию. Буддизм не касается социального положения человека в государстве и семье, он не знает князей и граждан, господ и слуг. Человек должен быть освобожден от страданий своего существования и возрождений отвращением его от кажущихся благ мира, освобождением от страстей, направленных на мирские блага, и совершенным отрицанием стремления к жизни, чтобы в конце концов, совершенно очистившись от греха, найти спасение в нирване. Путем к этой цели служит добродетельная жизнь и стремление к все более высокому познанию. Возвышенное нравственное учение буддизма требует самоотверженной любви к ближним, которая распространяется и на животных, примирительности и терпения, сдерживания страстей и похотей и чистой добродетельной жизни.
Учение Будды, который, вероятно, умер в 480 г. до Р. Хр., распространялось путем устной передачи и было изложено письменно в буддистских сочинениях лишь в третьем столетии до Р. Хр. Но при неясном смысле во многих случаях переданных слов и естественном стремлении приспособить это учение к более старым религиозным преданиям народа, появление различных школ и сект было неизбежно. В особенности разделились в Индии приверженцы так называемого «Малого и Большого корабля», причем первые считали достаточными добродетельную жизнь и размышления о причинах существования, а вторые придавали большее значение созерцанию и принимали, что последнее порождает известные сверхъестественные силы. В более позднее время появился мистицизм, называемый по-санскритски «колесом времени», по учению которого и добродетель и созерцание оказывались недостаточными, если существа, одаренные сверхъестественной силой, не оказывали своей помощи путем поучений и удержания злых демонов, которой можно было достичь молитвами, жертвоприношениями и обрядами. Этим создался переход к более низким религиозным формам и к господству суеверного духовенства.
Несомненно, что буддийское учение в своем чисто индивидуалистическом направлении, в своих призывах к более пассивному, чем деятельному практикованию добродетели, в призывах к тихому, уединённому созерцанию, не могло иметь социального значения и не могло сообщить народу ни политического смысла, ни государствообразовательной силы. Поэтому буддизм в своем первоначальном виде ни в одной стране не был провозглашен государственной религией, чему в немалой степени также способствовало его распадение на многочисленные секты, которые отчасти перешли через непродолжительный промежуток времени в грубое суеверие. И в Японии принятие буддизма владетельной семьей в существенной мере способствовало тому, что императорская власть превратилась в тень.
Введение буддизма в Японии произошло в резком противоречии возвышенных учений основателя этой религии с продолжавшимися в течение десятилетий озлобленными войнами, которые оканчивались убийствами, пожарами и восстаниями. Рассказывают, что в средине шестого столетия пересылка японскому двору одним корейским королем статуи Будды и священных буддийских книг дала повод к возникновению смут. Честолюбивый канцлер Сога Имане, поддерживаемый ученым принцем Умаядо, преданным буддизму, принудил к принятию буддизма колебавшегося Тенно, между тем как министерство образовало сильную противодействующую партию. Дважды сжигались буддийские храмы и изгонялись их священники, по преданию вследствие опустошительной эпидемии, которую народ истолковал, как суд божий. Лишь сыну и преемнику канцлера, Сога Умако, удалось побудить Тенно к принятию новой религии и тогда он уничтожил своих врагов огнем и мечом и достиг почти неограниченной власти в государстве. Преступное честолюбие этого рода, обратившего религию в покров своим политическим поползновениям к власти, нашло, наконец, свое возмездие в гибели сына и внука Умако, которые были убиты их врагами. Во время этих смут новое учение распространилось по стране, основались многочисленные буддийские храмы и монастыри, причем из всех классов населения образовалось духовенство, которое скоро достигло силы и влияния.
Во время вышеописанного периода оживленных сношений с Кореей вследствие повторных военных столкновений японский народ положил основание своей культуре, которая по существу представляется китайской. Одновременно с могучим движением из более развитой Кореи новых религиозных представлений, сначала конфуцианского, а затем буддийского учения, в Японию устремились многочисленные элементы высшей культуры и цивилизации. Были введены китайские письменные знаки, многочисленные ученые приезжали из Китая и находили ревностных учеников, оттуда вызывались врачи, астрономы, строители, художники, музыканты, учителя ремесел. Вводились и усердно распространялись лучшая постройка зданий, более высокое искусство построения кораблей, ткачество, вышивание, фабрикация фарфора. Организация государственной службы была переформирована по китайскому образцу, было введено 12 классов чинов, которые отличались знаками на головном уборе. Даже более древнее короткое одеяние должно было уступить место китайскому рясовидному одеянию, до сих пор удержавшемуся кимоно японцев.
В описанное время заложения сильных начал для нового культурного развития, власть и влияние Тенши все более падали. Вследствие многочисленных внешних войн росло влияние военного класса, между феодалами возникли могущественные роды, которые часто отказывали Тенши в повиновении и даже пробовали вступать в договорные соглашения с врагами. При дворе господствовали могущественные канцлеры, тогда как сами правители ослабевали от праздности и роскоши.
3. Сильное развитие императорской власти, годы 645—707
Наконец, в 645 г. появился в лице Котоку Тенно разумный и сильный управитель, который, по тщательно подготовленному плану, сломил могущество феодалов и осуществил по китайскому образцу полное преобразование государственных учреждений по типу абсолютной монархии. Он уничтожил должность канцлера и государственного советника и заменил их министерством по китайскому образцу. Он объявил всю страну собственностью Тенши, всех жителей своими подданными, он сам назначил всех чиновников и уничтожил наследственность должностей.
Страна получила новое подразделение на провинции и уезды, земля была разделена по известным законам между народом, всюду были восстановлены мир и тишина.
Котоку Тенно наследовал ряд таких же одаренных и деятельных преемников, при которых государство, увеличенное присоединением острова Иезо, достигло величайшего процветания. В области управления государством и законодательства также были достигнуты большие успехи. Период от 645 г. до 707 г. можно рассматривать как время наибольшего развития личной власти императоров.
За Котоку следовала императрица Кокииоку, которая, как уже было упомянуто, окончила корейский поход. Ее преемником был Тенджи Тенно, племянник Котоку, который ему помогал и словом и делом при низвержении феодалов и в государственном перевороте и который совершенно равен своему великому предшественнику.
Из преемников его упомянем еще последнего из этого периода Бумбу Тенно, при котором великая законодательная работа, начатая при Котоку, была завершена, и было введено новое положение для министерства и для управления двором и провинциями. И по военному делу было издано новое узаконение. Третья часть мужского населении от 21 до 60-летнего возраста подлежала военной службе, с более поздним ограничением, что только мужчины, обученные верховой езде и стрельбам из лука, должны были поступать на службу. Наряду с царской лейб-гвардией были образованы бригады различной силы, до 1000 человек в каждой, с предводителями и подпредводителями, права и обязанности коих были точно определены. Бумбу Тенно, наконец, издал школьный закон, устроил в Киото университет и многие провинциальные школы. Науки и искусства процветали в его управление.
4. Семь дворов в Хейджо. Падение императорской власти, годы 707–858
И в последующее время цивилизация делала большие успехи в стране, но государи и их двор постепенно ослабели от праздности и роскоши. Последующие семь управлений обыкновенно обозначаются под общим именем «семь дворов в Хейджо», так как в это время двор находился в Хейджо, нынешней Наре. В числе правителей были три женщины, из коих одна восходила на престол дважды. Характерным для этого периода является возрастающее влияние буддийского духовенства при дворе, который при помощи прорицаний держался в суеверном страхе. Сейму Тенно, царствовавший 25 лет, жил как буддийский монах, приказывал повсеместно воздвигать храмы и буддийские статуи. Тогда как при дворе возрастали расточительность и разврат, он не интересовался ни управлением, ни изданными его предшественниками законами. Правительницы снабжали своих возлюбленных, главным образом, буддийских священников, величайшею властью в государстве, которою последние нагло злоупотребляли. Одновременно храмы осыпались богатствами, производились величественные церковные празднества», а на покрытие неимоверных расходов с обедневшего народа взимались все возраставшие налоги. Лишь последний император этой печальной эпохи— Конин Тенно пытался остановить эти безобразия, уменьшить налоговое бремя и воспитать в военном отношении расслабевший народ.
В 787 году на трон взошел его сын Камму Тенно, выдающийся человек, который правил страною с мудростью и силой. Он перенес свою резиденцию в Киото, где до новейшего времени (1868 г. ) оставалась столица японских правителей. В правление Камму Тенно произошли последние войны с храбрыми и свободолюбивыми племенами северных провинций и острова Иезо, присоединенного при Котоку Тенно. Во время всего Хейджо-периода эти племена угрожали правительству повторными опасными восстаниями и вынуждали его предпринимать большие военные походы. Так как оба шогуна, посланных Камму, были побеждены восставшими и их войска уничтожены, то только после трехлетней кровавой борьбы удалось, наконец, одержать над инсургентами решительную победу и водворить в стране продолжительное спокойствие.
После Камму Тенно последовательно управляли его три сына и два его внука, но у всех их нельзя было найти и следа его сильного духа. Правители погрузились в праздность и роскошь, тогда как заведенное между тем управление двора вело дело управления под руководством сильных и разумных людей. Образовавшийся под влиянием буддийских воззрений обычай, в силу которого правители отказывались от управления, чтобы предаться набожным упражнениям, все более уменьшал их престиж. Так как правителей легко можно бы принудить к отречению, то в конце концов на троне появились юноши и несовершеннолетние дети, которые представлялись игрушками в руках ловких политиков.
В 858 году начал управлять новый правитель десятилетний Сейва Тенно, находившийся под опекою могущественного рода Фудживара. С этого момента древнейший род царствующего дома погрузился в состояние тысячелетнего ничтожества и слабости, из которого его освободил лишь ныне царствующий император. С этих пор японскою историю делали государственные мужи и полководцы из достигших власти родов, причем они обращались с обыкновенно более молодыми владельцами трона с большей или меньшей деликатностью и внешними почтением. До поры до времени всегда находились императоры, которые, понимая унизительность своего положения, умели освобождаться от этой опеки и орали в свои руки управление, но обыкновенно уже наследник опять попадал в зависимость. Управлявшие роды сделались слишком богатыми и могущественными; власть их находила свой естественный предел только в противоречии интересов различных родов и во взаимной тайной или открытой вражде родов. Придворное дворянство-куге враждебно противостояло буджинам, воинственным рыцарям из свиты могучих феодалов. Тогда как первые, при утонченной жизни в столице, занимались науками и искусствами и презирали солдатскую жизнь, буджины с гордостью культивировали военное ремесло и видели свою честь в ловком владении мечом и луком. У них развилось понятие о рыцарской чести так сильно, что более гордо оно не могло быть поддерживаемо даже западным рыцарством средневековья.
5. Управление опеки Фудживара, годы 858—1068
Род Фудживара принадлежал к знатнейшим родам придворного дворянства, из него произошли прекрасные государственные мужи и выдающиеся ученые. Они повторно получали самые высокие государственные должности и были с царствующим домом в многократном родстве. После того как в 858 году Фудживара Иошифуза принял на себя опеку над Сейва Тенно, этот род оставался у власти более 200 лет. Иошифуза, равно как и его преемник Фудживара Мототсуне выказали себя дельными правителями. После смерти последнего царствовавший Тенши достиг известной самостоятельности; он даже пытался создать противника всемогущему при дворе роду в лице выдающегося ученого, благородного и преданного ему Сугавары Миехизане, которого он назначил на самую высокую придворную должность. Но при его преемнике Дайго Тенно Фудживара удалось при помощи придворной интриги добиться изгнания Миехизане и всего его рода.
Дайго Тенно управлял 33 года (897—930) с мудростью и мягкостью, высоко почитаемый народом. К сожалению, это счастливое положение продолжалось недолго. Несовершеннолетний наследник попал опять под опеку Фудживара, власть Тенши была надолго сломлена и заносчивость и жадность чрезмерно разбогатевшего и сделавшегося слишком могущественным правившего рода не знали более никаких пределов. Император и двор погрузились в леность и роскошь и уступили все дела по управлению могущественному регенту. Но и дом Фудживара не избежал своей судьбы. Согласно естественному и, как кажется, неизменному и в особенности в японской истории везде подтверждающемуся закону постепенного подъема и затем падения интеллигентности и деловитости в ряде поколении одного рода, и Фудживара спустились со своей горной высоты. Власть и богатство, достигнутые значительными мужами, давили слабые плечи потомков, которые, как и двор, погружались в праздность и роскошь. В той же мере росли недовольство и ненависть в могущественных феодалах провинций и их приверженцах, в рыцарских буджинах, в среде которых воинственный дух, гордость и сознание собственного достоинства еще более развивались от непрестанно ведшихся друг с другом распрей. Изнеженные и высокомерные Куге не заметили, как в них выросла огромная сила.
Между воинственным дворянством выдавались, главным образом, два рода, Таира и Минамото, которые, благодаря высоким заслугам их сочленов, достигли богатства и влияния но часто находились друг с другом в борьбе. Уже в 939 году Таира Масакадо произвел опасное восстание, во время которого он погиб, 90 лет спустя Таира Тадатсуне, который своими войсками угрожал двору, был уничтожен Минамото Иоринобу. Наконец в 1056 и 1057 годах восстали могучие северные племена и были покорены Минамото Иорииоши только после ожесточенных битв. При этих войнах, естественно, выросло значение воинственных родов буджинов. Опираясь, по-видимому, на них, Гозанджо Тенно, взошедший на престол в 1063 г., мог рискнуть, путем преобразования государственного управления, устранить последнего Фудживара и этим навсегда сломить могущество этого гордого дома.
Между тем в течение этого периода культура страны достигла громадных успехов. Поощряемые любившим блеск двором, высокого расцвета достигли живопись, музыка и поэзия. Богатые жертвователи основывали учебные заведения, во всех областях литературы развилась многообразная жизнь. Наряду с многотомными историческими сочинениями появились политические мемуары и поучительные трактаты, многочисленные романы, которые сочинялись также и женщинами, и сборники прекрасных песен и напевов.
6. Борьба между Таира и Минамото, годы 1068—1185
Более суровое время наступило после того, как буджины достигли влияния и сильные роды стали бороться за преобладание. Самостоятельность царствующего дома была лишь преходящей и призванные помощники сами превращались в угнетателей.
Гозанго Тенно был разумный, дельный правитель, но он умер уже после пятилетнего управления. Ширакава Тенно превосходил своего предшественника по уму и деловитости, но вследствие скупости и склонности к интригам внушил к себе такую ненависть, что он потерял всякое уважение у народа. Особенно пагубный пример показал он тем, что после своего отречения устроил для себя самостоятельный двор, окружил себя лейб-гвардией и держал своих преемников в полном подчинении. Он дошел до того, что принудил своего внука Тоба Тенно жениться на своей любовнице и признать рожденного затем ею от него сына наследником престола. И у следующих преемников случались подобные же некрасивые дела, которые делали мало чести царствующему дому. Пагубный обычай отречения совершенно юных или даже находившихся в детском возрасте Тенши приводил к тому, что часто несколько поколений отрекшихся императоров одновременно принимали участие в дворцовых интригах.
Между тем буджины делались все могущественней и бравировали слабый двор. Под главенством двух родов, Таира и Минамото, они были разделены на два враждебных лагеря и, казалось, нужен был лишь повод, чтобы они взялись за оружие. Такой повод явился, когда в 1156 г. отрекшийся император Сутоку поднял восстание против Иоширакава Тенно из-за возникших затруднений по поводу наследования престола. Сторону первого приняли Минамото, под предводительством Иошимото, сторону второго приняли Таира, под предводительством Киёмори. После ожесточенной битвы Иошимото был разбит и предпринятое им через три года нападение на Киото привело лишь к окончательной гибели его и всей его семьи за исключением лишь двух его сыновей с несколькими приверженцами (1159 г. ).
Таира сумели использовать свою победу; все влиятельные места в государстве они заместили своими приверженцами. Таира Киёмори властвовал, как шогун, с неограниченной властью. Одинаково жесток к своим врагам и неблагодарен к своим приверженцам, он сделался скоро ненавистен своею скупостью и жадностью и безграничным высокомерием. Одновременно с этим члены столь гордого когда-то дома подверглись расслабляющему влиянию придворной жизни. Между тем как уважение к Таира все больше падало, Минамото, под предводительством Иоритомо и Иошинака собрались в северных и восточных провинциях, где население им было безусловно предано.
В 1180 году они взялись за оружие и началась решительная борьба. Сильное войско Таира без удара меча очистило поле в позорном бегстве. На следующий год умер когда-то столь могущественный Кииомори. Его слабый сын Таира Мунемори не мог удержать наступавшего на Киото Иошинака и бежал со своими приверженцами на Киусиу, взяв с собою восьмилетнего Антоку Тенно, тогда как в Киото был возведен на престол Готоба Тенно. У Мунемори было достаточно времени, чтобы усилиться и построить укрепления в Ашиме на Сикоке, где он устроил резиденцию для Тенно, так как между враждовавшими предводителями Иоримото и слишком усилившимся Иошинака возникли раздоры. Последние привели к кровавой борьбе, в которой Иошинака был побежден и потерял жизнь. Иоримото послал после этого двух своих братьев с войском против Таира, которые между тем на юге все далее расширяли свою власть. Мунемори должен был уступить и в конце искать спасения на своих кораблях. Дело дошло до решительного морского сражения, в котором Мунемори со всем своим родом был уничтожен. Его мать с молодым Антону Тенно на руках прыгнула в воду, где они нашли свою смерть. Это случилось в 1185 году, 29 лет после того, как Таира, благодаря победе над Минамото, достигли власти.
7. Шогунат в Камакуре и господство Ходжо, годы 1185—1333
Минамото Иоримото сделался неограниченным повелителем в стране и использовал свою победу тем, что вознаградил своих приверженцев землями или влиятельными наследственными должностями в провинции. Богатое последствиями новшество было то, что он как шогун, устроил свою резиденцию в Камакуре, значительного тогда города у бухты Сагами и знаменитого великой бронзовой статуей Будды. Сюда же он перенес министерство, там же было сосредоточено все управление государством, тогда как двор бессильного императора остался в Киото. Это своеобразное устройство шогуната в Камакуре продержалось полтораста лет с 1185 года по 1333 г.; оно покоилось всецело на могуществе феодалов и буджинов. Но дом Минамото не мог долго повелевать в Камакуре. Иоримото был умный и дельный правитель, но исполненный слепого недоверия, которое обратилось против его собственного рода. Оба его брата, которые ему доставили победу над Таира и из коих старший Иошитсуне; прославляемый в песнях, как рыцарь и любимец народа, возбудили в нем подозрение и погибли во время восстания, которое они предприняли, раздраженные возмутительным отношением.
Своего собственного сына он оставил без основательного воспитания и на несчастье всего своего дома дарил безусловным доверием своего первого министра (Сиккен) Ходжо Токимаза. Этот чрезвычайно хитрый и обуреваемый пламенным честолюбием интриган выказывал безусловную покорность перед шогуном, но не останавливался ни перед какими средствами, чтобы увеличить свое влияние. Только когда после преждевременной смерти Иоримото ему наследовал его сын, Иориийе, слабое существо, проникнутое всякими страстями, Токимаза мог докончить свое дело. От родственников и приверженцев Минамото он избавился при помощи предательства и насилия, Иориийе был низвержен и убит, а его несовершеннолетний сын Санетомо под опекою его матери провозглашен шогуном.
Но и Токимаза не избег своей судьбы. Его собственный сын Ходжо Иошитоки, послушный помощник в его предательствах, превосходивший его однако еще в подлости, впутал его в заговор, так что сын с видом справедливости мог низвергнуть и арестовать отца. Восстание могущественного рода Вадас было кроваво подавлено, молодой Санетомо вследствие подстрекательств Ходжо был убит (1219 г. ), и таким образом был устранен последний отпрыск гордого дома Минамото. Двухлетний принц был провозглашен шогуном, а Иошитоки, как первый министр, властвовал неограниченно, как и его потомки.
Это своеобразное состояние государства, при котором наряду с бессильным императорским двором существовал такой же безвластный шогунат, именем которого управлял всемогущий министр, продолжалось более 100 лет. Таким образом, этот период может быть назван периодом шогунов-теней; он окончился лишь с падением Ходжо. Страна чувствовала себя хорошо под их управлением, так как Ходжо были умные и талантливые правители, которые с величайшим старанием заботились о благополучии народа. Его сын и преемник Ходжо Иясутоки прославляется как самый блестящий представитель своего дома. Приобретенную нечистыми путями власть он употреблял с особенным усердием на то, чтобы служить благу страны, которою он правил с мудростью и добротой. Его сыновья и преемники действовали таким же образом.
Благодетельный мир этого периода был прерван в 1281 году нападением монгольского властителя Хублай-Хана, внука знаменитого Чингиз-Хана. Он овладел Китаем и послал против Японии, где его послы были презрительно отвергнуты, войско в 100 тысяч человек на сильном флоте. Вследствие умных распоряжений правившего тогда первого министра Ходжо Токимуне и храбрости японских воинов враг был разбит при его попытках высадки, а весь флот погиб во время большой бури. Этот поход представляет особенный интерес также и в том отношении, что он дал возможность венецианскому путешественнику Марко Поло, который прожил несколько лет как почетный гость при дворе Хублай-Хана, собрать сведения о Японии и в своем описании путешествия около 1300 г. привести в Европу первые сведения о сказочном восточном островном государстве «Зипангу».
Правивший род, казалось, достиг апогея своей славы, но затруднения, вытекавшие из его своеобразного положения в государстве, дали себя знать уже при сыне и преемнике храброго Токимуне, Садоки, который при происшедших при престолонаследовании несогласий, был вынужден устроить соглашение и тем сделал одну из партий своим врагом. Окончательно власть Ходжо погибла, когда еще его совершенно юный сын Такатоки занял должность первого министра, который своей бессмысленной расточительностью, гордостью и жестокостью вызвал всеобщее недовольство и потерял расположение буджинов, которые возвеличили его дом. Вследствие этого образовалась императорская партия царствовавшего в Киото Годайго Тенно, дельного человека, который ничего более страстно не желал, как восстановить царскую власть. Поспешно предпринятое им восстание было подавлено, но тогда поднялись главы воинственных родов. Между ними со славою выдвинулись смелый предводитель императорской партии Кузуноки Мазашиге, который долгое время защищался против большого войска Такатоки и с успехом вел партизанскую войну, и Нитта Иошизада, воспетый за свои рыцарские доблести как герой. В 1333 году соединенное войско императорской партии завладело резиденцией шогуна Камакурой. Такатоки, последний Ходжо, и вся его семья подверглись смерти. Годайго был в Киото опять провозглашен Тенном, и императорская власть была вновь восстановлена. Так окончился период японской истории, который может быть причастен к числу насчастливейших. Под господством Ходжо, которые все были дельные правители, народ был доволен и счастлив: долгие годы мира способствовали спокойному развитие страны. Теперь наступили худшия времена. Более чем 21/2 столетия, до 1600 г., были наполнены кровавыми гражданскими войнами, которые опустошали страну, повергли народ в нужду и бедность, предательством и изменой уничтожили всякую верность и веру и подорвали всякий авторитет. Несчастная страна находилась в опасности совершенно распасться, пока, наконец, талантливый военный герой не укротил железным кулаком враждовавшие партии и не восстановил единую власть.
8. Шогунат Ашикава, страшные смуты во всем государстве, годы 1333-1573
Годайго Тенно не был человеком, который долго мог удерживать власть, добытую ему храбрыми воинами. Он растратил свою военную добычу на своих любимцев и женщин, тогда как заслуженных воинов он ее лишил. Чтобы производить расточительные постройки, он стал давить народ налогами. Причиной же его гибели послужило ослепление, с которым он, подобно Минамото Иеритомо, оказывал все свое доверие лицемерному предателю.
Этот любимец, Ашикага Такауджи, будучи полководцем при Ходжо, отпал от него в подходящий момент и тем оказал пользу императорской партии. Он сумел, опираясь на доверие Тенно, уничтожить при дворе своих врагов путем гнусных интриг. Предпринятое сыном Такатоки восстание, после его подавления, он использовал для того, чтобы самому сделаться шогуном в Камакуре и объявить открытое отпадение. Началась война с переменным счастьем, в котором благородный Нитта Иошизада напрасно боролся за императорскую власть. Годайго должен был бежать и устроил в Яшимо свою резиденцию, так называемый южный двор, тогда как в Киото Такауджем был возведен на престол Комеи Тенно. Результатом этого разделения императорской власти были повторные кровавые войны, которые южный двор вел против северного двора. Неутомимо боролись храбрый Масашиге и много воспетый народный герой Иошизада; оба они во время этой борьбы потеряли жизнь.
Более 50 лет продолжалась эта гражданская война, северный двор все более усиливал свою власть, когда, наконец, в 1392 году спор был решен соглашением, по которому южный двор упразднялся. В будущем потомки обеих императорских линий попеременно должны были занимать престол. Это благоприятное решение спора было делом шогуна Ашикага Иошимитсу, внука Такауджи, который управлял страной с большою мудростью и тактом, он создал новый порядок в управлении и при повторном подавлении опасных восстаний приобрел военную славу.
Уже при его преемнике опять начались пагубные распри. Первым поводом к этому послужило несоблюдение соглашения 1392 года. Приверженцы южного двора, который был обойден при престолонаследии, возбудили кровавые восстания, которые имели своим последствием дальнейшие ожесточенные распри между предводителями партий. Особенно вредным оказалось то обстоятельство, что Ашикага Такауджи при устройстве своего шогуната назначил своего сына в Камакуру управителем восточных провинций, и должность эта опять стала переходить наследственно. Таким образом, здесь образовалось своего рода второе правительство, которое делалось все более самостоятельным и, наконец, не обращало внимания на приходившие из Киото приказания. При обоих дворах свирепствовала почти беспрерывная жестокая борьба за власть и богатство, выражавшаяся в кровавых восстаниях, или же она велась путем убийств и предательства. Уважение к шогунату Ашикага пало. В провинциях поднялись в своих областях до полной независимости главы сделавшегося могучим феодального дворянства, которые опирались на привычные к войнам навербованные войска. Споры из-за наследства в этих родах и споры с соседями приводили к бесконечным распрям, союзам и отпадениям, предательству и насилиям. Несказанно тяжелы были страдания обедневшего и, кроме того, обложенного налогами народа, совершенно беззащитного против злоупотреблений сильного. Характерным для этих условий является так называемая Онинская война, начавшаяся в 1467 году. Два сильных феодала находились в войне. После битвы, решенной предательством, побежденный предводитель поклялся отомстить.
Его резиденция, находилась в восточной, а его противника — в западной части Киото. Борьба грубых воинов завязалась на улицах города, дома и храмы были превращаемы в пепел, жители, если они не бежали, были принуждены присоединиться к борющимся. Обе партии увеличили свои войска, каждая, примерно, на 100 и 160 тысяч человек. Борьба осталась нерешенной и продолжалась даже после смерти предводителей, последовавшей вскоре одна за другой, еще 4 года, пока, наконец, в 1478 году оба войска не были отозваны, оставив после себя город в виде груды развалин. Среди этих ужасных бедствий бессильный и презираемый шогун Ашикага Иошимаза, игнорируя несчастия народа, утопал в богатстве, заботясь лишь о своих мелочных страстях. В то же время у едва замечаемого Тенши во дворце разваливались покои и часто чувствовалась нужда в самом необходимом.
После Онинской войны положение страны ухудшилось еще больше, наступил столетний период злейшего кулачного права; казалось, страна шла на встречу своей окончательной гибели. В. Кох, известный исследователь японской истории по первоисточникам, описывает положение страны в следующих выражениях: «В Онинской войне правительство Ашикага потеряло последнюю тень власти. С этих пор страна находилась в самом диком движении и возбуждении, как океан, волнуемый бурей; всякое человеческое чувство погибло, даже до того свято соблюдавшиеся санко-законы об обязанностях слуги к господину, сына к отцу и пр. — перестали соблюдаться, а образование, которое находилось на столь высоком уровне, исчезло. Невозможно описать страдания измученного народа; общественный порядок был совершенно нарушен. В течение всего этого периода нельзя отметить ни одного спокойного года, который не был бы прерван войной».
В течение этого печального периода Япония впервые приходит в соприкосновение с европейской культурой. После того, как в 1498 году Васко де Гама обогнул мыс Доброй Надежды и открыл путь в Восточною Индию, в Португалии появилось сильное стремление, путем новых открытий, изучить Индию, Китай и Зондские острова, чтобы обеспечить за собою чрезвычайно выгодные торговые связи с этими странами. Таким образом, смелые мореходцы попали и в Японию. Уже в 1516 г. Фернандо Перец открыл Формозу, а в 1542 г. Антонио де Мото был, по-видимому, прибит бурей к японским берегам. В 1545 году Фернан Мендец Пинто, проехавший Китай и переправившийся из Кореи, пристал к южным берегам Японии. О нем рассказывают, что он был любезно принят несколькими даймио и показал им употребление огнестрельного оружия и приготовление пороха. Благодаря этому уже через немногие десятилетия в
Японии почти повсеместно были распространены фабрикация и употребление огнестрельного оружия. За мореходами голландцами последовали миссионеры. В 1549 году прибыл на остров Киусиу португальский иезуит Франциско Ксавер, а несколько лет спустя Фернандес и Де Торрес и начали проповедовать христианство. Удивительно, как скоро распространялась новая религия. Уже через несколько десятилетий в Японии насчитывалось 150 тысяч христиан и около 200 церквей. Хотя японец насколько мы его в настоящее время знаем, при его стремлении к практичности, охотно принимает простое нравственное учение, глубокого же проникновения в религиозные представления избегает, тем не менее можно видеть, как измученный народ под давлением ужасного бесправия в стране охотно принимал евангелие Распятого, который проповедовал братскую любовь и мир на земле.
Политические условия страны были самые печальные, какие себе только можно представить; улучшения можно было ожидать только от сильной руки, которая путем низвержения чрезмерно окрепших управителей провинций опять восстановила бы единство страны. Такой личностью явился Ода Нобунага, один из самых могущественных феодалов, который в борьбе со своими соседями выказал себя смелым, гениальным полководцем, чем он себе стяжал всеобщее уважение. Обуреваемый безграничным честолюбием, он вступил в сношения с двором и получил от него охотно данное ему поручение опять восстановить императорскую власть.
В то время, когда он собрал сильное войско, к нему в лагерь явился за помощью шогун Ашикага Иошиаки, которого его враги прогнали. Нобунага пошел со своим войском в Киото, побеждая всех противившихся ему властителей, опять восстановил шогуна в его должности и принудил всех к послушанию и уважению по отношению к императорскому двору. Вскоре после этого, в 1573 году, Иошиаки был низвергнут: он оказался совершенно неспособным для занимаемой им должности. Таким образом шогунат Ашикага окончился так же печально, как он проявил себя в течение почти всего своего существования. С тех пор как Ашикага Такауджи путем предательства достиг власти, протекло 238 лет, промежуток времени, который должен быть причислен к печальнейшим эпохам японской истории.
9. Объединение государства, годы 1573—1600
Ода Нобунага, назначенный императором на самые высокие должности, имел в своих руках всю власть, которою он с мудростью пользовался; притом он стремился к поднятию престижа императора и улучшению положения народа. Одновременно путем победоносных походов он принудил высокомерных сильных феодалов к послушанию, и уже значительная часть страны была подчинена вновь нарождавшейся центральной власти, когда всеми любимый и уважаемый управитель на 9 году своего управления вместе со своим сыном был убит рукою предателя.
Но начатое дело достигло своего окончания, благодаря выдающемуся человеку, знаменитому Тоиотоми Хидеиоши. Он происходил из крестьян, служил конюхом и потом, будучи солдатом, своими деяниями обратил на себя внимание Нобунаги и вскоре сделался одним из наиболее почитаемых генералов императорской армии, принимая в ее успехах славное участие. Хидеиоши был занят осадою неприятельской крепости, когда он получил известие о печальной гибели Нобунаги. Вследствие выгодно заключенного мира он скоро снял осаду и поспешил со своим войском в Киото. Соединившись с силами императорской партии, он разбил наголову войско мятежников, наказал изменнических убийц и устроил своему любимому господину почетные похороны. Прославляемый народом, как спаситель, и восхваляемый за доказанную своему господину верность, он стремился поправить обстоятельства тем, что провел в наследники внука Нобунаги, а его дядю Ода Нобуо и Нобунага его опекунами. Но эти, завидуя власти этого «выскочки», задумали его низвергнуть. Нобунага пошел против него с войском, но был решительно разбит и покорился победителю. Ода Нобуо тем не менее заключил союз с могучим феодалом Токугава Джеязу. Последний умно придуманным ночным нападением нанес решительное поражение вражескому войску, превосходившему его в шесть раз. Хидеиоши, как умный человек, признавая превосходство гениального полководца, заключил с ним и Нобу мир, который дал ему возможность укротить прочих феодалов. Кроме того, он предложил Джеязу свою дружбу и пригласил его в Киото, где заключение союза было торжественно отпраздновано. Благодаря примирению со своим самым опасным соперником, уверенный в своей власти, он мог принудить к послушанию непокорных феодалов на Сикоке и Киусиу, равно как и еще могущественных в северных провинциях Ходжо. Для этого потребовалось несколько постоянно победоносных походов, пока, наконец, в 1590 г. последний противник не был покорен и империя опять не была объединена под императорской властью. Потребовалось 9 лет больших войн после смерти Ода Нобунаги, чтобы со славою завершить его дело.
Хидеиоши находился на высоте своего могущества, он занимал почетное место по правую руку Тенши, значение коих он стремился поднять восстановлением старых торжественных придворных церемоний, украшением дворца и обеспечением доходов императорского двора. Для себя он выбрал резиденцией чрезвычайно выгодно расположенный у внутреннего японского моря приморский город Осаку и снабдил его значительными укреплениями. Его власть казалась навсегда обозначенной, но все-таки нельзя было не видеть, что старое воинственное дворянство было недовольно незнатным правителем и выказывало лишь вынужденное послушание. Слишком разбогатевшие роды сделались чрезвычайно надменными, побежденные же и потерявшие часть своих владений были обуреваемы жаждою мести. Хидеиоши был настолько умен, что понял затруднительность своего положения. Он избрал рискованный выход. Чтобы дать занятие враждебным феодалам и наглой военной касте, он предпринял большую внешнюю войну. Если его соотечественники с гордостью называют его японским Наполеоном, то и в этом решении он обнаруживает роковое сходство с французским императором. Поводом к войне послужили унизительные требования, которые китайское посольство поставило японскому правительству. В 1592 году сильное японское войско в 150 тысяч человек высадилось в Корее. Начался семилетний поход, в котором против соединенных китайских и корейских войск японцы вели славную, но с большими потерями и бесцельную войну В 1598 г. умер Тоиотоми Хидеиоши. Если в последние годы своей жизни он и потерял в уважении народа, который задыхался от страданий войны и податного бремени, то все же в японской истории он представляется одним из самых блестящих явлений.
Заслуженный полководец и спаситель отечества, Хидеиоши оставил после себя шестилетнего сына — Хидеиори, над которым была учреждена опека. Между прочими членами находился и Джеязу, чрезмерное влияние которого возбудило зависть других. Возникли ссоры, которые привели к войне. Опять вся Япония взялась за оружие и разделилась на два враждебных лагеря.
Наконец, в октябре 1600 года дело дошло до знаменитой битвы при Секигахара, где талантливый полководец Джеязу с 75 тысячами человек блестяще победил армию своих врагов, состоявшую из 126 тысяч человек. Этим была решена судьба империи, Токугава Джеязу находился на высоте власти, никем неоспариваемой. Этот выдающийся человек был не только знаменитый полководец, но и величайший муж, которого произвела Япония. В стране, опустошенной продолжавшимися целые столетия гражданскими войнами и вечно угрожаемой восстаниями сильных феодалов, он сумел своею умною политикою восстановить спокойствие и порядок и создать сильную центральную власть, под покровом которой нерушимо продолжалось экономическое и духовное развитие народа. Эта счастливое положение продолжалось более 21/2 столетий; лишь в 1868 г. был уничтожен шогунат Тогукава, когда в управление вступил нынешний император.
10. Три великих шогуна Токугава. Искоренение Христианства, годы 1600—1651
Политика управления Джеязу и его преемников была главным образом направлена к тому, чтобы сломить могущество феодалов, так называемых даймио, и держать их в постоянной зависимости, равным же образом при всяком внешнем почтении к царствовавшему Тенши воспрепятствовать ему оказывать влияние на государственные дела.
Вместе с тем он стремился путем возможного изолирования страны избежать военных столкновений с заграницей. Народ пользовался в первые десятилетия этого периода мудрым и доброжелательным управлением, которое стремилось увеличить благосостояние страны и поощряло науки и искусства.
Когда Хидеиоши победил Ходжо, на долю Токугавы Джеязу выпали северо-восточные провинции, так называемое Кванто. Он избрал резиденцией Иедо нынешний Токио, который был снабжен сильными укреплениями и, как резиденция правительства, получил громадное значение. Первою заботою Джеязу было вознаграждение н наказание даймио, принимавших участие в гражданской войне. Это было произведено с большой тщательностью и с точной оценкой заслуг каждого. Дружественные дворяне и собственные вассалы получили соответственные участки земли, подозрительные же даймио должны были допустить своего рода надзор над собою, выразившийся в том, что искренне преданные приверженцы шогуна сделались их соседями. Распоряжения Джеязу, которые его преемниками были расширены, требовали, чтобы семьи даймиосов имели свое местожительство в Иедо, а сами даймио должны были вначале раз в году, а затем несколько раз в году приезжать с точно определенной свитой в Иедо, чтобы попеременно жить здесь и в своих владениях. Кроме того, они были принуждены производить на собственные средства общеполезные постройки, отчего их богатства уменьшались. Для надзора за двором назначался преданный вассал, как военный комендант Киото.
Хотя вследствие этих умных мероприятий власть дома Токугава становилась все прочней, тем не менее партия молодого Хидеиори, окруженного честолюбивыми интриганами в виде советников, представляла собою возраставшую опасность. В укрепленной Осаке недовольные собрались для восстания. В 1614 году город был взять Джеязу, который воcставшим протянул руку примирения. Однако уже в следующем году восстание возобновилось. Осака была вторично обложена, после храброго сопротивления взята и укрепления разрушены. Хидеиори умертвил себя сам и тем освободил шогуна от его последней заботы.
Это была благоприятная случайность для дома Токугава, что оба преемника Джеязу, его сын Хидетада и его внук Джемитсу, не уступали ему в разумности и деловитости. Последний прославляется как великий энергичный правитель; он был шогуном 28 лет, до 1651 года.
К описанному времени относятся преследование и совершенное искоренение христианства. С величайшим негодованием указывали на эти факты и выставляли их как доказательство варварского характера японцев. В действительности же японец вовсе не склонен к религиозному фанатизму, наоборот, как об этом свидетельствует его история, он безусловно терпимо относится к разнообразнейшим встречающимся в его стране религиям и многочисленным сектам. К несчастью, христианская миссия задалась крайне подозрительными стремлениями, которые подвергали опасности существование национального государства настолько, что христиане должны были показаться вредной сектой, стремившейся к восстанию и измене родине. Если жестокость и неумолимость преследований следует осуждать, то нельзя забывать, что в ту же эпоху и в европейских странах все диссиденты преследовались тюрьмою и смертью и что в том же столетии вследствие варварски веденных кровавых войн Германия была превращена в пустыню.
В Японии до конца 16 столетия христианство могло распространяться беспрепятственно. За португальскими иезуитами последовали, как миссионеры, испанские францисканцы. Главное место распространения нового учения находилось на острове Киусиу, где к нему присоединилось большинство даймио и населения; отсюда это учение распространялось все далее в северных провинциях. Ода Набунага благоприятствовал христианам и разрешил им выстроить церковь в Киото. Казалось, что было лишь вопросом времени, когда вся Япония будет принадлежать христианству. Его собственные приверженцы виноваты в том, что этого не случилось и что новое учение подверглось полной гибели. Христианские общины обосабливались от прочего населения, по отношению к которому они обнаруживали пренебрежение и враждебность. Начались раздоры и смуты. Все увеличивавшееся духовенство поддерживало связь со своими метрополиями на дальнем западе, и было естественно, что обращенные японцы, в представлении о могущественных христианских государствах Европы и в надежде на их помощь, чувствовали себя ободренными распространять новое учение добром и злом в своей стране. Самосознание христианских даймио на Киусиу было настолько велико, что в 1584 году по приглашению духовного представителя Валиньяна, пренебрегая правами императорского правительства, они отправили посольство ко дворам в Лиссабон и Мадрид и к папе в Рим. Члены этого посольства были везде приняты с почестями, по после своего шестилетнего отсутствия нашли в своем отечестве обстоятельства чрезвычайно изменившимися.
Тоиотоми Хидеиоши в своих войнах за объединение страны нашел самое стойкое противодействие на острове Киусиу у сильного христианского даймио Шиматсу Иошихиза в Сатсуме. Так как последний отказался от повиновения, то он был к нему принужден при помощи оружия. Хидеиоши, который, вероятно, считал новое учение единственной причиной упорного сопротивления и видел в нем опасность для существования империи, запретил, христианскую религию во всем государстве и приказал, 5 февраля 1597 года, подвергнуть в Нагасаки смертной казне на кресте 3 португальских, 6 испанских и 17 местных христиан.
Запрещения, однако, не могли остановить дальнейшего распространения христианства. В страну приезжали все новые миссионеры, и исповедание христианства находило молчаливую терпимость. Токугава Джеязу вначале относился к христианам благосклонно, но после того как встречавшимися в гаванях англичанами и голландцами он был предупрежден относительно интриг и предательства католических священников, он нашел необходимым усилить запрет нового учения. Наконец, в 1613 году ему передал голландский морской капитан перехваченное письмо недавно умершего знатного христианина к королю Испании, в котором последний приглашался поддержать японских христиан оружием и войсками при их восстании против шогуната. Домашние обыски дали дальнейшие доказательства преступной связи христиан с заграницей. Новое учение подверглось преследованию, но жизнь обратившихся японцев щадилась. Христианские церкви были разрушены, большое количество миссионеров изгнано и запреты нового учения опять усилены, при случае также строго наказывалось тайное исповедание христианства.
Но все эти меры оказались безрезультатными. Христианство находило все более приверженцев, так что в 1637 году их число будто бы достигало 600 тысяч человек, В этом году дело дошло, наконец, до открытого восстания. Под предводительством Масуда Токисада в южных провинциях собралось войско в 40 тысяч человек из христиан и врагов шогуната. Высланные против них войска шогуната были разбиты и их предводитель в бою убит. Но в конце военное счастье переменилось. В 1648 году вновь назначенный Токугавой Джемитсу полководец одержал решительную победу и подавил восстание. С этого времени пощады более не было. Христианство уничтожалось огнем и мечом, и его приверженцы, если они не отрекались от веры, были с беспощадной жестокостью казнены. Еще теперь вблизи Нагасаки показывают выдающуюся в море скалу Такабоко, с которой были свергнуты в море тысячи верующих христиан. В 1639 году христианство в Японии было окончательно искоренено, 80 лет спустя, после того как оно там нашло своих первых приверженцев.